Шрамы, как убрать эти дефекты на коже? этот вопрос не теряет своей актуальности. Основным составляющим элементом шрама является фиброзная ткань. К ее образованию приводит регенерация клеток кожи, что в свою очередь необходимо для того чтобы раны или порезы заполнялись. Появление рубцов в основном связано с воспалительным процессом, который очень часто приходится наблюдать в течение всего процесса регенерации.
Шрамирование было развито на всех континентах древнего мира. Среди племен Африки шрамирование пользовалось популярностью, возникали причудливые традиции и культы.
Наносимые рубцы на темную кожу, выделялись более светлой окраской и у многих чернокожих были искусственные шрамы на щеке или виске. Такой же моде следовали тасманийцы, андаманцы, филиппинцы, темнокожие меланезийцы (в отличии более светлых океанийцов). Африканские негры помимо порезов использовали выжигание на теле различных знаков раскаленным железом.
В глубокой древности часто наносили шрамы во время процесса инициации, встречаемый практически у всех народов. Инициация (лат. initiatio — совершение таинства, посвящение) — обряд, означающий переход на новую ступень развития в структуре какой-либо группы общества. Например, обряд взросления и становления юноши – мужчиной, а девушки – женщиной.
В Спарте во время инициации юношей их секли розгами на алтаре, оставляя на спине рубцы. В Австралии у аборигенов племени дайери/диери (Dieyerie/ Dieri), обитающего восточнее озера Эйр, была схожая церемония. В результате проведенной инициации у юношей оставалось на спине от 10-12 надрезов. В Экватории (Африка) во время брачной церемонии жених делал порезы гвоздем на боках и плечах невесты.
Во времена процветания работорговли в Африке женщинам иногда намеренно наносили шрамы на лица, таким образом, защищая от охотников за рабами. Со временем этот метод утратил актуальность, а мода на шрамы сохранилась.
Гомер в Илиаде впервые рассказал об амазонках, воинствующих женщинах. Геродот (484-425 до и. э.), Псевдо-Гиппократ (470-356 до н. э.), Эфор (405-330 до и. э.) описывали амазонок племен савроматов проживающих в округе Танаиса и Меотиды (Азовского моря). Племена были родственны скифским языком и существующей культурой. По преданиям девочкам выжигали правую грудь, для удобства стрельбы из лука.
У племени карибов, обитающего на Антильских островах, для обряда единения с тотемом брали хищную птицу. Отец посвящаемого юноши бил птицей по обнаженному телу пока голова птицы не треснет от многочисленных ударов. После наносил на теле сына шрамы и втирал кровь только что убитой птицы. После юноша съедает сердце птицы, совершая последнюю часть церемонии заключения кровного родства с тотемом племени.
В Восточной Европе и Ближнем Востоке народы зачастую использовали шрамирование. В «Истории» Гиппократа рассказывается о скифах. Кочевники оставляли на теле шрамы, прижигая свое тело «но не для чего иного, как из-за слабости и вялости, чтобы быть энергичнее». Часто скифы царских кровей делали надрезы на руках, лбу и носу в знак скорби, при погребении умерших. Отрезали мочку уха и прокалывали стрелой левую руку.
Практически во все времена существования многочисленных цивилизаций шрамы, полученные в бою, ценились и уважались. Многочисленные шрамы свидетельствовали о храбрости, отваге, хорошей реакции и отличном здоровье воина. Воистину “Шрамы украшают мужчин”.
Бой скифов со славянами. Виктор Михайлович Васнецов.
Медицина и рубцы
Медицина разделяет рубцы на нормальные и патологические:
Нормальные рубцы (шрамы)
К ним относятся нормотрофические рубцы, находящиеся на одном уровне с кожным покровом. Рубцы практически не отличаются от остальной кожи ни цветом, ни эластичностью.
Патологические рубцы (шрамы)
Стадии образования нормальных и патологичесих рубцов (шрамов):
Образуется нормотрофический рубец, однако иногда остается гипертрофический или келоидный рубец.
В медицине существует большое количество методов лечения рубцов от хирургического подхода до обработки медицинскими препаратами. Лучше всего поддаются лечению нормотрофические и атрофические рубцы, остальные сложнее. Зачастую в медицине стоит цель не убрать рубец, а придать ему более эстетичный вид и сделать его малозаметным.
Фото: Vincent Boiteau
Реинкарнация и шрамы
Сторонники реинкарнации утверждают, что шрам и рубцы, полученные в прошлой жизни, могут появиться на теле в новой. Родимые пятна, зачастую напоминают старые боевые шрамы, серьезные, зачастую приведшие к смерти ранения в предыдущей жизни. Иногда на месте ранение или пулевого отверстия может образоваться родинка.
Исследователь данного факта – профессор психологии университета Виргинии(США) Ян Стивенсон собрал около 210 подобных фактов. Детей сохранивших воспоминания о прошлых жизнях можно встретить в любой точке мира, но больше всего в странах Юга Азии. Такие воспоминая могут начаться у ребенка с 2-3 лет и заканчиваются в 5-7 лет.
Маленькое, округлой формы родимое пятно у тайского мальчика, соответствующее входному отверстию пулевого ранения человека убитого выстрелом из винтовки сзади. Мальчик имел воспоминания о жизни этого человека.
Большое, неправильной формы родимое пятно в лобной области головы того же таитянского мальчика, соответствующее выходному отверстию смертельного пулевого ранения у погибшего человека, чью жизнь мальчик часто вспоминал.
Модное шрамирование
В 1989 году в свет вышла книга “Современные первобытные” написанная В. Вэйлом и А. Джуном, вызвавшая всплеск моды самоистязаний над телом.
В книге описана андеграундная субкультура о людях, следующих моде ритуалов древних племен Индии и Южной Африки. Мужчины и женщины добровольно делали шрамирование (скарификацию), татуировки, пирсинг, наносили клеймо (разновидность шрамирования – брэндинг), совершали другие необычные истязания над телом.
Техника нанесения шрамов различна. Для малозаметного шрама – надрез в перпендикулярной плоскости, для выпуклого – под наклоном, вогнутого – путем срезания верхнего слоя кожи.
Шрамы наносятся как на видимые участки тела, так и скрытые от глаз. Для придания мужественности сильная половина человечества наносит рубцы на щеке, шее, руках, груди или спине.
Операции того рода проводятся в салонах и желание совершить скарификацию может быть удовлетворено за вполне доступную цену.
Зачастую клиенты просят нанести шрамы на половые органы или около них, что имеет под собой явную сексуальную подоплеку.
Сексуальная привлекательность шрама или «Шрамы украшают мужчин»
Кто-то скажет, что это А. Макаревича и его песня “Тонкий шрам на любимой попе”, но мало кто знает, что автором и первым исполнителем является бард Марк Иехиельевич Фрейдкин. Российский прозаик, переводчик, автор и исполнитель песен, бывший руководитель издательства «Carte blanche».
Согласно исследованиям британских ученых Ливерпульского Университета, мужчины, имеющие на лице аккуратные шрамы для женщин более привлекательны, чем мужчины без них. Мужчин и женщин поделили на две группы и демонстрировали первой настоящие фотографии, а второй отредактированные со шрамами снимки. Исследование показали, что мужчины со шрамами привлекательнее.
Особенностью результатов исследования является возросшая популярность на 5,7% у женщин находящихся в поиске кратковременных связей. В случае выбора партнера для длительных отношений наличие шрамов не играло роли. Интересно, что по опросам в районах с нестабильной криминальной обстановкой популярность мужчин с рубцами возрастает. Женщины хотят видеть с собой брутальных мужчин, которые могут постоять за себя и за свою спутницу.
Шрамы на теле женщин обычно связывают с несчастными случаями или операциями. Мужские рубцы вызывают образ их насильственного появления в результате драки или ранения в сражении. Шрамы придают ореол мужественности, смелости и повышенной агрессивности его носителю.
Шрамы в жизни.
Согласно опросам около 70 % женщин хотело избавиться от шрамов на теле, особенно если они расположены на хорошо видимых частях тела. Мужчины же верят “Шрамы украшают мужчин” и расстаться с рубцами желает не более 30 % опрошенных.
Учеными доказано, что подсознательно собеседники стараются держать дистанцию на 30 сантиметров дальше, чем обычно, если имеет дело с “отмеченным” человеком.
Люди, имеющие рубец, постоянно подвергаются вопросам о возникновении шрама. Со временем большинство из них имеют в запасе с десяток занимательных, а порой и устрашающих историй. Мужчины иногда под пистолетом не признаются о банальном появлении шрама. Конечно же, он получен в жестокой схватке с противником, разъяренным зверем или связан с романтичным и храбрым поступком.
В жизни мы получаем немало шрамов и иногда каждый рубец имеет свою историю. Это может быть и приятное воспоминание, а может совсем наоборот. Шрамы – память совершенных ошибок, неосторожного обращения или быстрой реакции и отличной работы иммунной системы организма человека.
Ранения и ссадины, полученные в детстве, зачастую вызывают улыбку: первая поездка на велосипеде, спасение застрявшего на дереве котенка и последующее падение с ним, стычка с обидчиками, обращение с кухонным ножом, опрокинутая кипящая кастрюля, злая соседская собака, да мало ли чего еще. Светлая память детства, а что может быть лучше его?
Немногие знают, что у Шарон Стоун есть шрам. Но дотошные поклонники актрисы разглядели-таки тонкую розовую полоску на шее актрисы. И тут же закрутились-завертелись слухи, догадки, домыслы, объясняющие происхождение шрама. Одни говорили, будто он остался после неудачной пластической операции. Другие утверждали, что шрам — результат нападения гангстеров. Третьи, настроенные на мелодраматический лад, доказывали: след на шее появился у Шарон после ссоры с ревнивым любовником. Увы! Все романтические предположения опровергла сама кинодива! Актриса призналась, что ее шрам не связан ни с какой душераздирающей историей, просто в детстве она упала с лошади и поранилась. Но несмотря на это «саморазоблачение», суета вокруг «звездного» рубца не прекращается. Почему же людям так хочется набросить покров тайны на этот дефект внешности? Почему вообще шрамы вызывают неизменную реакцию — смесь отвращения, ужаса, но прежде всего острого любопытства?
Биолог Манчестерского университета Марк Фергюсон считает, что все дело в нашей слишком «реактивной» иммунной системе. В процессе эволюции механизм заживления ран у человека приспособился действовать с максимальной быстротой и эффектом, теперь стоит нам порезаться или обжечься, как включается «полный вперед» — лишь бы рана затянулась. Вся энергия организма служит одной цели: излечиться, сохранить жизнь. При таком аврале эстетические соображения отходят на второй план. Вот почему шрамы порой бывают уродливы.
Другие исследователи предполагают, что процесс рубцевания ран развивался параллельно с интеллектом человека, и шрамы служили постоянным напоминанием о прежних ошибках. К примеру, пещерный человек вырывал из пасти своей пещерной собаки отбивную из мяса мастодонта. Собака, не желая делиться вкуснятиной, цапала хозяина за руку и навсегда оставляла на его коже след своих зубов. Когда прачеловек в следующий раз сцеплялся с собакой, он уже был чуточку умнее, ведь отметина на руке напоминала о былой оплошности — на сей раз он действовал не грубой силой, а хитростью. То есть шрамы помогали развивать мыслительные способности, и чем заметнее они были, тем большим «стимулом ума» являлись.
Согласно еще одной гипотезе, шрамы служили для привлечения внимания противоположного пола. Какая-нибудь красавица в шкуре мамонта выбирала в мужья того соплеменника, который с ног до головы был покрыт рубцами. Шрамы расхваливали жениха лучше любой свахи, они рассказывали, какой мужчина сильный, храбрый, здоровый (ведь способность организма к заживлению ран свидетельствует о прекрасном иммунитете). Правда, если учесть версию, приведенную выше, то обилие шрамов должно было говорить невесте еще и о том, что ее избранник туго соображает!
Африканская «мода» на шрамы может показаться дикой, если довольствоваться объяснениями самих аборигенов о сексуальной притягательности рубцов. Но ученые предлагают отнестись к проблеме серьезнее. Психолог Девендра Сингх из Техасского университета усматривает прямую связь между столь популярными среди африканцев рубцами и… распространением инфекционных заболеваний на черном континенте. Дело в том, что для жителей Африки, как и для пещерных пралюдей, шрамы — это своего рода медицинская карточка, в которой записано: «Здоров». Тот, у кого много шрамов, имеет сильную иммунную систему, а это важно на континенте, где люди подвергаются заражением сотнями болезней. Африканец берет в жены женщину со шрамами не потому, что ее рубцы возбуждают сексуально, а потому, что понимает: эта женщина здорова, а значит, сможет родить здоровых детей. Кстати, черная кожа более чувствительна — даже самые незначительные царапины, которые у белого человека проходят бесследно, оставляют отметины на теле негра.
В западном мире шрамы уже достаточно давно перестали воспринимать как сексуальные знаки. Отчасти в этом «виноват» античный культ естественной красоты без всяких украшений, в том числе и без такого вот «боди-арта». С другой стороны, на неприятие рубцов повлияло христианство, которое объявило шрамы «печатью язычников». В одной из книг Библии — Левите — говорится: «Они (христиане) не должны… делать нарезы на теле своем».
И тем не менее даже цивилизованные люди порой дают волю первобытным инстинктам. К примеру, в начале ХХ века среди австрийской знати существовал целый культ шрамов, но не каких-нибудь, а полученных в результате дуэли. Больше всего дуэлянтов было в университетах, поэтому шрамы свидетельствовали об образованности и социальном статусе мужчины. Более того, по правилам австрийских студенческих дуэлей победителем считался не тот, кто наносил рану противнику, а тот, кто получал ее сам! В особой чести были рубцы на лице. Любопытно, что красивые юноши все же дорожили своей внешностью и подставляли под сабельный удар противника лишь одну щеку. На любовных свиданиях такие дуэлянты сначала поворачивались к избраннице израненным профилем, демонстрируя свое мужество, а затем — нетронутым, показывая, что они плюс ко всему еще и недурны собой.
Что заставляет людей проводить столь болезненные эксперименты с собственной плотью? Психиатр Армандо Равацца считает, что очень многие нуждаются в физической боли, которая заглушила бы боль душевную. Иными словами, нанесение себе увечий — это способ «забыться», такой же, как алкоголь или наркотики. Рубцы и наркотики похожи и тем, что некоторые «фанатики шрамов» утверждают, будто боль, полученная в результате ранения, расширяет сознание, открывает некий трансцендентальный мир — примерно то же говорят о наркоте.
Рубцы могут иметь и символическое значение. Так, одна из пациенток доктора Раваццы в детстве была изнасилована собственным отцом. На протяжении жизни она вновь и вновь резала свое тело, а затем бежала в больницу и просила зашить рану. Оказалось, что женщина воспринимает раны как символ женских гениталий, и врач, зашивая порез, как бы возвращает ей невинность.
Кроме того, модификация тела может служить и формой протеста против западной буржуазной культуры. Раня себя, человек как бы отрицает цивилизацию, заявляет о своей связи с языческим прошлым — временем, когда умышленные ритуальные шрамы были чрезвычайно распространены. Кстати, по мнению Армандо Раваццы, той же цели служат татуировки и пирсинг — чуть более цивилизованные формы модификации тела.
В практике Раваццы встречались и такие пациенты, которые хотели увеличить или сделать заметнее шрам, полученный в результате хирургической операции. Столь странное желание объясняется просто: рубцы напоминают человеку о его победе над болезнью; чем они отчетливее, тем больше торжество победителя.
Эта история показывает, каким разным может быть отношение людей к шрамам в зависимости от того, кем и при каких обстоятельствах они получены. Подумайте, что было бы с Марлой, будь она дурнушкой, попавшей в автокатастрофу и изранившей лицо об осколки лобового стекла машины? Да о ней бы никто слыхом не слыхивал, а у случайных знакомых ее изуродованное лицо вызывало бы отвращение! Так что чем красивее был человек до того, как получил шрам, и чем романтичнее (трагичнее, таинственней) случившееся с ним происшествие, тем большее сострадание он вызывает. Даже в культурах, приветствующих ритуальные шрамы, существует четкое различие между нанесенными умышленно культовыми и полученными случайно «прозаическими» рубцами. Если первые считаются привлекательными, то вторые — уродливыми.
Чтобы «реабилитировать» шрам, полученный в автомобильной аварии или на хирургическом столе, его обладателю нередко приходится придумывать красивую историю. Примером тому может служить сцена из фильма «Деловая женщина»: героиня Мелани Гриффит спрашивает героя Харрисона Форда, откуда у него шрам на подбородке. Поначалу тот хвастает, что был ранен уличным хулиганом, но затем признается, что в юности упал в обморок и ударился подбородком о край ванной, когда его подружка прокалывала ему ухо. И завороженная историей об уличной драке и ножевом ранении героиня Гриффит разочаровывается. Интересно, как бы она среагировала, узнав, что в реальной жизни Харрисон Форд получил свой шрам в результате еще более банального ДТП? Свои рубцы очень любила романтизировать и мексиканская художница Фрида Кало. В молодости она попала под машину, отчего на спине и ногах у нее остались множественные шрамы. С тех пор на автопортретах Кало изображала собственное тело покрытым безобразными кровоточащими шрамами, а на одной картине она нарисовала себя разрезанной пополам. Таким образом Фрида выражала свои эмоции — лица на ее автопортретах всегда бесстрастны, все чувства переданы через шрамы. И чувства эти необычайно сильны, они захватывают зрителей так, что никому и в голову не приходит почти кощунственная мысль о том, что на полотнах изображена всего-навсего жертва автокатастрофы!
Психологические исследования показывают, что очень многие страдают даже от самых маленьких рубчиков. Причем чем прозаичнее история, связанная со шрамом, тем больше комплексов он вызывает. Особенно тяжело приходится тем, у кого рубцы на лице. Часто такие люди стесняются выходить на улицу, потому что прохожие отнюдь не дружелюбны к ним. К примеру, доказано, что, если человек замечает у своего собеседника шрам, он встает примерно на 30 см дальше обычного, а как известно, чем больше расстояние между беседующими, тем менее доверительным и искренним будет разговор. Возможно, на негативную реакцию обывателей влияет кинобизнес, ведь в кино человек со шрамом на лице, как правило, оказывается злодеем, разбойником. Актеру что?! Он смоет грим и преспокойно отправится домой. А вот реальным «лицам со шрамами» приходится куда сложнее! Наиболее чувствительны к подобным дефектам внешности женщины — своих рубцов стесняются 65% дам и лишь 35% мужчин.
Не удивительно, что многие люди всеми способами пытаются избавиться от ненавистных отметин, например выкладывают огромные суммы за пластические операции. Но, увы, удалить шрам не всегда удается, приходится как-то уживаться с этим недостатком. Чтобы помочь получившим шрамы адаптироваться в обществе, американские психологи разработали специальную поведенческую программу.
Прежде всего люди с заметными рубцами просто обязаны быть общительными и приветливыми, это поможет им переключить внимание окружающих со шрама на свое чувство юмора, интеллект или обаяние, а значит, преодолеть первую негативную реакцию на собственную внешность. Практика показывает, что в некоторых случаях человек с изуродованным лицом, желая добиться расположения других, даже вырабатывает в себе новые положительные личностные качества. И ему воздается сторицей! Как выяснилось, люди, поборовшие неприязнь к человеку со шрамом, компенсируют свое изначальное негативное отношение, оказывая ему поддержку и помощь, какую не оказали бы обладателю обычной внешности.
Конечно, людям с рубцами не избежать любопытных взглядов и расспросов. Здесь надо помнить, что большее сочувствие вызывают «романтические» шрамы. Даже если рубец получен не на пожаре, где его обладатель, не щадя себя, спасал погорельцев, а всего-навсего при падении с лестницы после шумной пирушки, зачем рассказывать правду каждому встречному?! Вполне можно придумать захватывающую дух историю, которая заставит всех вокруг расценивать шрам как свидетельство мужества и героизма, своего рода медаль за отвагу.
Но, разумеется, люди с рубцами и шрамами не должны быть вопиющими в пустыне. Долг окружающих — помочь им не чувствовать себя белой вороной. Как часто мы, видя человека с изуродованным лицом, рисуем в своем воображении загадочную (печальную, страшную, трагическую) историю и буквально сверлим несчастного взглядом! Мы не задумываемся над тем, что этот человек месяцы, а возможно, и годы привыкал к своему отталкивающему облику, что всякий раз, выходя на улицу, к любопытным зевакам, он делает над собой усилие, что каждый день он слышит осточертевший вопрос: «Откуда у тебя это?». Он выглядит не так, как все, и потому мы считаем его внешность едва ли не общественным достоянием, забывая о сдержанности, такте и уважении к чужому несчастью. Конечно, интерес к шрамам часто бывает бессознательным, он вызван всей историей человеческого развития. Но хорошо бы научиться отделять историю всего человечества от истории конкретного человека… со шрамом.